10 типов школьников, которым пора на экстернат
Как понять, что вашему ребёнку подойдёт именно эта форма обучения
-------------------------------------------—
В каком-то смысле экстернат — это каникулы. Не в смысле безделья, а в смысле выработки собственного ритма жизни. Можно быть быстрым и медленным, можно спать или бодрствовать, сближаться с родителями или осваивать самостоятельность. В хорошей школе плюсов не меньше, чем в свободном обучении. Но если эти плюсы не чувствуются, то и терять школьнику нечего. А приобрести он может многое. Так кому же лучше уйти на экстернат?
1. Двоечникам
Потому что самооценка затоптана напрочь. Потому что в школе не подобрали ключ к этой голове и заниматься этим не хотят и не будут. Потому что, скорее всего, эффективнее сначала выявить базовые проблемы вроде дисграфии или дислексии и разобраться с ними. Потому что «делать уроки» лучше с утра, а не вечером, после дня тупёжки в школе. А когда года через два-три (скорее всего, не раньше) взойдут ростки личной мотивации — надо иметь возможность их бережно вырастить, занимаясь какое-то время ровно тем, что интересно, а не «контрольными тетрадями по биологии» (плохая бумага, никаких картинок, бесконечные тесты, плохо переваренная информация).
2. Отличникам и вундеркиндам
Вот этим существам — с оговоркой. Многим из них нужно то ходить в школу, а то не ходить. Идеален для них был бы формат примерно «полгода в школе, пару месяцев отдыха», а в старших классах — «год в школе, год без школы». И если родитель смелый, то он найдёт способ организовать этот формат справками или устными соглашениями с директором. Почему? Потому что отличник или вундеркинд, с одной стороны, частенько имеет так называемый повышенный шизоидный радикал. А значит, ему нужно больше тереться среди людей, чтобы получить минимальный опыт общения с ними, и ежедневное общество других детей ему очень нужно для развития эмоционального интеллекта. Но с другой стороны, вундеркинд ведь и так учится и в школе, и дома, и в художке (музыкалке), да ещё и во сне иногда. Он просто не может не учиться. И ему нужно время на то, чтобы просто побыть самим собой. В своём ритме. Со своими особенными интересами. Это как «академические каникулы» у профессоров. Так одарённый ребёнок учится то дисциплине, обязаловке, притирке к не всегда приятным людям, а то — свободе, «отрыву», потоку, творчеству.
3. Скучающим без мотивации
Ребёнку в школе скучно. Уроки он делать не любит, отбывает их как наказание. Дома тоже ничего не делает или делает «на пинках». Что учиться, что не учиться — в такой ситуации уже всё равно. Факты, по поводу которых нет никаких эмоций, не застревают в голове даже на неделю. Ритуальное хождение туда-сюда с рюкзаком никому ещё не добавляло ума. И если до сих пор в школе не нашлось для ученика ни одного учителя — зачем эта школа ему нужна? И чего бояться? Дно уже вот оно, и скатиться куда-то дальше вряд ли получится. А вот оттолкнуться от дна вполне возможно.
Поначалу любому экстерну понадобится родительский контроль. Но именно контроль, а не пинки. А потом, когда процесс налажен, любой ребёнок начинает учиться так, как ему под силу. Средний экстерн (не вундеркинд, не суперсамостоятельный умничка-ребёнок, а средний, опытный экстерн) всегда знает, когда ему попросить помощи и какая помощь нужна. Бесценно в экстернате именно то, что у простого человека 10-17 лет от роду в голове постепенно выстраиваются полочки, куда он может класть те знания и умения, к которым в данный момент готов. Никто не становится гением только потому, что не ходит в школу. Никто не скатывается на дно только потому, что учится дома. Но сам процесс получения экстерн-образования даёт некоторую мотивацию и встраивает в поток. У кого-то этот поток будет мощным, у кого-то не очень. Но образуется он абсолютно у всех. Надо только не бояться и не мешать.
4. Больным и нервным
Здоровье не то чтобы дороже всего на свете, но уж точно дороже школы. У экстернов нагрузка по определению меньше, так же как у работающих дома фрилансеров. Минус дорога туда и обратно. Минус вес рюкзака. Минус гул и толпы народу. Всё, что «любому нормальному человеку» (условно энергичному, бодрому ребёнку) вполне под силу, ложится тяжким бременем на нервную систему и вообще организм существа более слабого. Конституция не та. Может, он и выдержит, но выйдет в жизнь куда более потрепанным. В этом случае нужно хорошенько взвесить единственный возможный плюс школы — социализацию — и понять, как именно её организовывать без ежедневной варки в коллективе учеников.
5. Затравленным и травящим
Кстати, о социализации. Есть школы и классы, в которых происходит социализация-минус — то есть травля. Травля — это системная болезнь школьного коллектива. Но болезнь эта опасна ещё и тем, что если раз в неё вляпался в одном классе, то есть огромные шансы «унести вирус» с собой, даже если тебя переведут в другое место. Причём неважно, был ли ты в этой ситуации вреднюгой или жертвой. Психологический механизм «встроенности в травлю», к сожалению, очень липкий и цепкий. Чтобы избавиться от него, нужно очень постараться найти коллектив, где с этой напастью умеют бороться. Если же травля была тяжёлой, то наилучший выход — это посидеть какое-то время вообще без коллектива. Отдохнуть, так сказать, от людей.
6. Энергичным и беспорядочным
Есть дети, которые, может, и не обладают сверхспособностями, но без движухи скучают. И именно поэтому в школе они отвлекаются и забивают на учёбу. Им хочется приключений, самостоятельности, хочется «быстро решить все задачки и уйти» — неважно, правильно или неправильно. Хочется пробовать разные занятия и кружки, иметь право на настроение: то поспать, а то побегать, уметь всего понемножку и чтобы хватало времени на развлечения. Это характер, и он не станет иным, но может стать более или менее эффективным.
Насильственное сидение в школе развивает в таком ребёнке привычку к пофигизму, пассивному отсиживанию уроков и авралам. Неистовое желание «развлечься любой ценой», культ выходных и каникул — все узнали офисный типаж любителя пятницы и корпоративов? Наоборот, если научить такого подростка обращаться со своими ритмами правильно, он сможет и ставить себе цели, и добиваться их. И хотя такие дети обычно имеют в школе много друзей, вполне возможно, что в старших классах им полезнее заводить компанию где-нибудь на стороне, а школьные предметы проходить самостоятельно. Сам по себе экстернат может быть для них отличным тренингом самоорганизации и умения держать цель.
7. Тем, кто знает, чего хочет
Некоторые дети «определяются» рано. И это необязательно должен быть какой-то особенный талантище. Может быть, просто горячее, непреходящее желание возиться с животными. Тяга к ручному труду, дизайну, программированию. Кто-то в 13 уже рисует неплохие комиксы, а кто-то вопреки нормам КЗОТа помогает операционной медсестре дезинфицировать инструмент (пример реальный). Такому человеку жаль времени на всё то, что не касается его главного интереса. И, конечно, время на это тратить всё-таки надо. Но гораздо удобнее делать это на экстернате. Тогда в «своём» деле можно шагать более широкими шагами, а значит, к 18 годам уже наработать какой-никакой опыт и быть более уверенным в себе. А это совершенно бесценная штука. Она даже полезней, чем умение писать сочинения.
8. Тем, кто не хочет ничего
Перевожу: детям немножко (или множко) депрессивным, тормознутым, с ослабленными желаниями, в дурном настроении, пережившим какие-то неприятные события или трагедии. Детям «замершим». Таким детям на год, а то и на несколько лет, вообще становится не до учёбы.
Это не просто проблемы с мотивацией, это более глубокая заморозка. Нужен особый режим, бережное отношение, полное исключение дополнительных горестей и неприятностей. Такого ребёнка нельзя дёргать и понукать, а мотивировать его невозможно: у него временно отсутствуют познавательные драйвы к чему бы то ни было. Но дисциплина, порядок ему нужны всё равно. И учиться чему-то всё-таки надо — если валяться на диване, состояние само не пройдёт. Этот «маленький тихий поток» гораздо проще создать дома, в индивидуальном режиме. Пусть сегодня мы учились всего 15 минут, но мы учились. А завтра или спустя неделю — огонёк интереса в глазах, а потом ещё. Даже очень сырые дровишки постепенно разгорятся. Но в школе на это ни у кого нет ни времени, ни терпения. То ли дело дома, с близким человеком.
9. Приёмным детям
В детском доме не учат вообще ничему. Аттестации рисуют, а обучать не обучают. Учителя смотрят на детдомовских сквозь пальцы — а, ну этих… чего их учить… Поставим четвёрки-тройки, и идите уже. Даже если ребёнок учился в «норме», а не в коррекции, знаний у него нет никаких. Кроме того, коллектива детдомовский ребёнок нахлебался по самое не могу, а своего взрослого, к которому он был бы привязан, у него не было. Неудивительно, что даже очень сохранный ребёнок, прошедший через систему, учиться не умеет, не любит и первое время совсем не может. Выход из этого только один: экстернат. Надолго. Пока ребёнок не станет совсем домашним. Тогда его, возможно, получится уже куда-нибудь «отправить» на полдня.
10. Путешественникам
Может быть, вас — родителей — держит на месте только то, что «детям надо ходить в школу»? А в противном случае вы, фрилансеры и вольные художники, отправились бы жить на вольный воздух, в деревню или тёплые страны. Тогда отбросьте сомнения и отправляйтесь. Школа гораздо менее значимая ценность, чем тот уникальный опыт, который получают подростки, путешествуя по свету. Тем более если это приносит радость взрослым и сплачивает семью.
Автор: Ксения Букша